Каракал, Северная Африка и Юго-Западная Азия, Caracal caracal

(Шребер, 1776)

Предмет данной статьи — популяции каракала в Северной Африке и Юго-Западной Азии. Основная информация по виду содержится в разделе Тропическая Африка.

На других языках

  • Русский: каракал, пустынная рысь, степная рысь, берберийская рысь
  • Английский: desert lynx, caracal, african lynx, persian lynx
  • Французский: caracal, Lynx Du Désert
  • Немецкий: caracal, Wüstenluchs
  • Испанский: caracal, lince africano
  • Гуджарати, диалект кутчи (Индия): harnotro (убийца антилопы гарны)
  • Арабский: ajal, anaq al ardh, washag
  • Дари (Афганистан): psk qarh qol
  • Фарси (Иран): caracal
  • Турецкий: karakulak, step vasagi
  • Узбекский: karakulak
  • Берберийский (Алжир): warsal, bousboela, mousch, nouadhrar, aousak
  • Саудовская Аравия: itfah
  • Тамахак, тубу (языки туарегов): orei, ngam ouidenanga

Замечания относительно классификации

В разное время каракала относили к родам Lynx и Felis, однако данные молекулярного анализа говорят о его генетической обособленности. Каракал является близкородственным видом к африканской золотистой кошке Caracal aurata и сервалу Leptailurus serval (Johnson et al. 2006, Eizirik et al. submitted).

Описание и поведение

В целом каракалы в Северной Африке и Юго-Западной Азии несколько мельче, чем в Тропической Африке, а окраска в аридных районах более светлая (Harrison and Bates 1991, K. de Smet in litt. 1993). Гептнер и Слудский (1972) отмечают удивительное сходство окраса каракалов пустынь с расцветкой джейранов. Они также указывают, что у туркменских каракалов на лапах есть пучки жестких волос, как у барханной кошки (Felis margarita). Вейсбейн (Weisbein, in Mendelssohn 1989) сообщает о присутствии темноокрашенных особей в 5-10% популяций каракала в Израиле – серые взрослые особи и почти чёрные котята. Средний вес самца каракала в Израиле составляет 9,8±1,8 кг (n=6); самки весят 6,2±0,7 кг (n=5) и заметно меньше самцов по размеру (Weisbein 1989).

Состав питания мало отличается от описанного для каракалов Тропической Африки, в основном это мелкие млекопитающие и птицы (Огнёв 1935, Roberts 1977, Sharma and Sankhala 1984). С помощью анализа экскрементов, остатков пищи, содержимого желудков и прямых наблюдений Вейсбейн (Weisbein 1989) определил, что в орошаемых сельскохозяйственных районах Израиля рацион каракала состоял на 62% из млекопитающих, 24% составляли птицы, 6,1% – рептилии, 1,4% – насекомые. В пустынях Туркмении наиболее важный вид корма – заяц-толай (Sapozhenkov 1962, Ishadov 1983).

Иногда каракал добывает и более крупных животных, включая взрослых джейранов (Гептнер и Слудский, 1972). Гиррисон и Бэйтс (Harrison and Bates 1991) упоминают случай в южной Аравии, когда каракал напал на раненого орикса и был убит им. К. де Смет (K. de Smet in litt. 1993) в Алжире нашёл следы каракала, преследовавшего газель-доркаса (Gazella dorcas), а каракалы к северо-западу от озера Чад, как считается, охотятся на этих газелей регулярно, откуда их местное название (на языке тубу) – «газелевый кот» (Dragesco-Joffé 1993). Робертс (Roberts 1977) пишет о каракале, подкрадывавшемся к группе пасшихся степных баранов (Ovis ammon vignei) в Пакистане днём. Отмечены также случаи питания каракала падалью: Мендельсон (Mendelssohn in litt. 1993) описывает мусорные свалки около птицеферм как богатый источник пищи, где однажды он видел, как каракал запрыгнул на ящик с дохлыми индюками и утащил одного. А. Ливне (A. Livne, pers. comm. cited in Skinner 1979) наблюдал, как каракал прогнал двух подростков полосатой гиены от остова осла.

Радиотелеметрические исследования Вейсбейна (Weisbein 1989) в Израиле выявили, что днём каракалы отдыхают в густых зарослях либо в расщелинах среди скал, а время активности наступает на закате и длится до рассвета, захватывая раннее утро. В других местах в качестве убежищ используются норы (Гептнер и Слудский 1972, Roberts 1977). Суточные переходы самцов в среднем составляли 10,4±5,2 км (n=40), а самок – 6,6±4,1 км (n=37) (Weisbein 1989). Тропления в Каракумах обнаружили ночные переходы каракалов длиной до 20 км (Sapozhenkov 1960).

Биологические особенности вида

Период размножения: (W) круглогодично (Roberts 1977, Sharma and Sankhala 1984, Weisbein 1989); в Сахаре размножение происходит преимущественно зимой, в январе (Dragesco-Joffé 1993); в Туркменистане котят находили в апреле-мае (Гептнер и Слудский, 1972).

Эструс: (W) 5-6 дней (n=3). Самки спариваются с несколькими самцами «в порядке иерархии», которая определяется возрастом и размером самца. Так, одна самка спаривалась с тремя самцами во время каждой течки, каждый раз с теми же тремя в неизменном порядке (Weisbein 1989).

Возраст начала самостоятельной жизни: (W) 9-10 месяцев (n=1; Weisbein 1989).

Среда обитания и распространение

Каракал широко распространён в регионе и отсутствует только в настоящих пустынях. В Северной Африке он обычен во влажной лесной зоне северных прибрежных районов и встречается также в горных районах Сахары (K. de Smet in litt. 1993) и семиаридных лесных областях (Dragesco-Joffé 1993). Каракал населяет как скалистые районы, так и местности с хорошо развитым растительным покровом (Гептнер и Слудский 1972, Gasperetti et al. 1986, Weisbein 1989, A. Johnsingh in litt. 1991, Dragesco-Joffé 1993), которые обеспечивают хищника укрытиями для охоты и жилья. Каракалы часто встречаются вблизи водных источников (Гептнер и Слудский 1972; S. Biquand, H. Mendelssohn in litt. 1993), но, как кажется, они способны утолять потребность в жидкости, поедая свою добычу (Dragesco-Joffé 1993, J. Gasperetti in litt. 1993).

Состояние популяции

IUCN: виду не грозит исчезновение (Least Concern, 2008).

По данным красной книги, на севере Африки каракал находится под угрозой исчезновения (Stuart and Stuart in press) и редок в республиках Центральной Азии и Индии (Nowell and Jackson 1996).

Региональные Красные Книги бывшего СССР описывают каракала как редкий вид, имеющий наиболее крупную популяцию в Туркмении (около 250-300 особей в стране – Белоусова, 1993). В Казахстане, на северных пределах ареала, лимитирующим фактором распространения являются суровые зимы (Неронов и Бобров, 1991). Небольшие популяции встречаются в Узбекистане вдоль Аму-Дарьи (Гептнер и Слудский, 1972). В Индии, где проходит восточная граница области его распространения, каракал также редок (Pocock 1939a, Sharma and Sankhala 1984, R.S. Bhadauria in litt. 1991). В целом, особенно по сравнению с крупными кошками, каракал находится в относительной безопасности: он всё ещё широко распространён и даже местами обычен.

Единственное исследование популяции каракала в регионе проводилось в сельскохозяйственном районе пустыни Негев в Израиле (Weisbein 1989). Несмотря на обильную кормовую базу, поддерживаемую ирригационными системами, индивидуальные охотничьи участки были заметно обширнее, чем в Южноафриканской Республике, где также изучали этот вид с помощью радиотелеметрии. Участки самцов составляли 221±132 км2 (n=5), а самок – 57±55 км2 (n=4). Размер индивидуальной территории оказался в прямой зависимости с массой тела животного и в обратной – с доступностью пищи. Участки самцов в значительной степени накладывались друг на друга (до 50%) и обычно включали в себя участки нескольких самок. Дважды наблюдалось расселение: самец ушёл на 60-90 км к югу и занял там охотничий участок, тогда как молодая самка осталась поблизости от своего родного участка, при этом её индивидуальная территория частично накладывалась на охотничий участок её матери. Двадцать каракалов, в том числе несколько проходящих особей, использовали территорию в 100 км2 (некоторые выходили за пределы этой площади) и создавали относительно высокую локальную плотность, несмотря на большие размеры индивидуальных участков.

Защита

Азиатская популяция внесена в Приложение I CITES.

Африканская популяция внесена в Приложение II CITES.

Защита национальным законодательством: информация недостаточна.

  • Охота запрещена: Алжир, Израиль, Индия, Иран, Казахстан, Марокко, Пакистан, Таджикистан, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан.
  • Вид не защищён законом: Египет, Ливан, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия.
  • Нет сведений: Афганистан, Ирак, Иордания, Катар, Кувейт, Ливия, Сирия, Западная Сахара.
(Nichols et al. 1990, IUCN Environmental Law Centre 1986, Belousova 1993; R. Daly, I. Nader, M. Reza Khan, A. Serhal, S. Umar in litt. 1993)

Основные угрозы

Несмотря на то, что основная добыча каракалов – мелкие млекопитающие, которым не вредит близость человеческих поселений (Le Berre 1991), каракалы способны убивать мелкий домашний скот. Такие происшествия могут привести к ожесточённому преследованию со стороны пастухов, особенно если учитывать, что нападения в закрытых помещениях могут выливаться в убийство излишнего числа животных (Weisbein and Mendelssohn 1990).

Некоторые авторы писали о лёгкости попадания каракалов в ловушки со свежей приманкой (Roberts 1977, Gasperetti et al. 1986). Однако кочевники Сахары, опрошенные Дражеско-Иоффе (Dragesco-Joffé 1993), рассказывали, что каракала трудно извести, потому что он не берёт приманку, и его приходится преследовать и травить гончими собаками. Вейсбейн (Weisbein 1989) предположил, что каракал более расположен добывать легкодоступную пищу (например, приманки, падаль, домашних животных) в холодные зимние месяцы в целях сбережения энергии. В его работе также показано, что в отсутствие жёсткого преследования каракал хорошо приспосабливается к жизни в населённых районах.

Ранее каракалов, как и гепардов, обучали для охоты индийской знати (Sterndale 1884, Sharma and Sankhala 1984).